Третяя лекция в рамках проекта «Библиотека другого детства»

26 января в рамках проекта «Библиотека другого детства» состоялась лекция на тему «Запуск речи у детей». Спикером выступила Екатерина Дрыгина — кандидат педагогических наук, педагог-психолог, учитель-логопед.

Различные нарушения речи занимают лидирующее место среди всех видов отклоняющегося поведения у дошкольников. Поэтому тема выдалась интересной и полезной.

В ходе лекции Екатерина рассмотрела нормы развития речи у ребёнка, что должно насторожить родителей и как определить есть ли задержка речи, развеяла мифы о появлении речи, что делать если ребенок не говорит и когда требуется обратиться за помощью к специалистам.

Речь является высшей психической функцией, она не появляется просто так, это не отдельная структура. На примере пирамиды Вильямса и Шелебергера Екатерина объяснила, что всё обучение ребёнка, интеллект, речь, поведение зависит от «нижних этажей» этой пирамиды, и особенно от фундамента — нервной системы. Данная пирамида показывает, что необходимо ребёнку, чтобы прийти к речи, так как развитие идёт снизу вверх. Если у ребёнка есть проблемы на «нижних этажах» пирамиды, то не стоит требовать от него формирования навыка, который находится на более высоких «этажах».

Поэтому для развития речи зачастую нужно уделить внимание занятиям ЛФК, мозжечковой стимуляции, сенсорному развитию, упражнениям на крупную и мелкую моторику и пр., то есть надо уделить внимание каждому «этажу» центральной нервной системы.

Далее Екатерина поделилась как развивать речевую инициативу у ребёнка, какие эмоции и движения, способствуют развитию речи, какие игры, игрушки и предметы можно использовать для занятий вместе с мамой, как создать специальные условия для появления и развития речи в семье и детском саду.

Секрет успешных занятий заключается в их ежедневности и в положительном настрое родителей. Ниже представлены рекомендации, которые необходимо выполнять в течение всего дня. Этот блок занятий вы разбиваете на части и выделяйте на каждый по 10-15 минут, что-то делаете утром, что-то днём, что-то на прогулке и т.д.

· Артикуляционная гимнастика.
· Игры на общую и мелкую моторику.
· Игры на развитие речевого дыхания.
· Игры на развитие слухового внимания.
· Игры на развитие понимания речи.
· Речевые стимулирующие игры в повседневной жизни (на прогулке, дома, в садике, в ванной и пр.)

Проект «Библиотека другого детства» проходит при поддержке Фонда президентских грантов.