Открытие «Центра познания мира»

30 августа состоялось официальное торжественное открытие коррекционного центра для детей с ментальными нарушениями «Центр познания мира», реализованного Благотворительным фондом «Другое детство» при поддержке Фонда Президентских грантов.

Друзья, обязательно прочитайте статью, размещенную в газете «Городские ведомости» о нашем «Центре познания мира». В очередной раз, говорим ОГРОМНОЕ СПАСИБО Елене Харченко за замечательный материал и информационную поддержку деятельности фонда «Другое детство»!

«В Тольятти состоялось открытие коррекционного центра для детей с ментальными нарушениями развития. Его создателями являются Наталья и Михаил Батт, учредители Благотворительного фонда «Другое детство». В реализации этого проекта инициаторам серьезную финансовую поддержку оказал Фонд Президентских грантов.

Проект «Центр познания мира» родился не случайно. В ежедневном общении с родителями детей – инвалидов БФ «Другое детство» выявил проблему недостатка условий в Тольятти для абилитации и социальной адаптации детей с психическими нарушениями развития. Чаще всего у таких ребятишек страдает волевая сфера, не ладно с поведением и отсутствует самоконтроль. Батты провели анализ и выявили что в Тольятти, конечно, работают крупные детские реабилитационные сферы, но их основная специализация – дети с неврологическими заболеваниями. Разве что в «Бережке» в Комсомольском районе есть группа для аутистов. Но группа численностью в пять человек на весь город – этого абсолютно недостаточно. Также для детей с психическими нарушениями работает только дневной стационар при городском психо-неврологическом диспансере, основной задачей которого является профилактика, диагностика и лечение психических заболеваний и состояний. А вот абилитация и социальная адаптация, увы, не его цель. Детей с психическими нарушениями принимают в неврологические реабилитационные центры по остаточному принципу при наличии свободных мест либо, не мудрствуя лукаво, просто отказывают из-за поведенческих нарушений. Словом, необходимость нового коррекционного центра была очевидной.

Как говорит Наталья Батт, его востребованность оказалась просто огромной. В заявке на грант указывалось, что в ходе реализации проекта заниматься будут с 48 детьми. Каждый из них пройдет диагностику, для каждого разработают индивидуальный маршрут корректирующих занятий, проведут определенное число занятий с логопедом, дефектологом и специалистом АФК, и в конце подготовят рекомендации для дальнейших занятий. Но когда открылась запись в центр, то желающих пройти такой курс оказалось гораздо больше. В очередь записали 172 ребенка!

3 КОРРЕКЦИОННЫХ КАБИНЕТА

Для своих друзей и партнеров ФБ «Другое детство» организовал экскурсию по центру, чтобы показать, что было сделано.

— Для меня этот центр как ребенок. Хотя до центра нам пока еще далеко. На сегодняшний день у нас работает три коррекционных кабинета. Один зал для академических знаний.

 Там занимаются дефектолог и логопед. Здесь мы создаем модель учебного класса, а в будущем планируем сделать подготовку к школе. Дело в том, что дети с ментальными и поведенческими нарушениями имеют затруднения при обучении в классе. И даже количество два человека – для них это уже класс. Мы планируем, что у нас появится учитель, для того, чтобы детей, которые могут обучаться, научили находиться в классе. А сейчас таких детей просто переводят на домашнее обучение, — говорит Наталья Ивановна.

Второй зал называют «Дом совы».

 Сюда закуплено дорогостоящее оборудование, которое позволяет проводить занятия по адапитвной физической культуре с элементами сенсорной интеграции, а так же применяется метод «Совопрактика».

Третий зал — игровая.

 Это свободное помещение с ковровым покрытием, где будет проходить физкультура, адаптированная под детей с ментальными нарушениями. Для детишек с психическими нарушениями важно физическое развитие. Широко известная пирамида обучения Вильямса и Шелебергера наглядно объясняет, что обучение ребенка, его интеллект, поведение и речь зависят от уровня развития тела и нервной системы. Не обеспечив развитие фундамента на нижних «этажах», нельзя требовать формирования навыка, который находится на более высоких «этажах» пирамиды.

— Нашим детям нужна обычная физкультура. Но куда пойти с ребенком, который кричит и вырывается из рук? Разных секций в городе много, но фактически никто не берет наших детей. На деле сталкиваемся с тем, что нет опыта, чтобы работать с такими детьми, нет условий. Кроме того, в спортивной группе 5 – 7 человек, а нашего ребенка невозможно поставить в группу. Прежде чем он там сможет заниматься, от 1 до 5 лет он должен заниматься индивидуально с тренером, — говорит Наталья Ивановна.

ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.

Проект предусматривает работу с детьми-инвалидами с психическими нарушениями в возрасте от 3 до 14 лет. Первый курс, который длился шесть недель, уже завершен. Его прошли 18 детей. У каждого ребенка было по 4-5 занятий в неделю — два с педагогами, три по АФК или наоборот, в зависимости от того, в какой сфере у ребенка проседает развитие. В ходе этой работы у детей формировались навыки социального поведения, самообслуживания и бытовые и коммуникативные навыки. Занятия были полезны для снижения уровня агрессии и гиперактивности. У детей развивалась зрительно-моторная координация. Безречевые дети получили навыки альтернативного общения.
В качестве альтернативной коммуникации часто используют карточки. Как правило, мамы заказывают карточки на специальном сайте по 30 штук, но используют из них только пять, потому что остальные их ребенку не подходят. И даже в этом Наталья Батт смогла облегчить родительскую долю. Нашла в нашем городе девушку, кстати, тоже маму особенного ребенка, которая может изготавливать их ровно столько, сколько кому-то нужно – пять или десять. И ей хорошо – подработка, и другим родителям, поскольку они не переплачивают.

МЕЧТЫ И НУЖДЫ.

В данный момент БФ «Другое детство» ищет другое помещение под размещение центра – на первом этаже (дети не всегда хотят идти по лестнице, а нести большого ребенка на руках – не вариант), с отдельным входом, с хорошими санузлами, площадью 200 квадратных метров. Чтобы в нем можно было реализовать все свои задумки, в том числе касающиеся родителей. Ведь элементарно, пока у ребенка идет занятие, им нужна какая-то зона ожидания. А еще центру нужен хороший методист, который будет выстраивать процессы коррекционной работы, общаться с родителями и привлекать новые нужные методики.

Наталья Батт – это человек, постоянно генерирующий идеи. Вот и сейчас она уже мечтает о большем.

— Я хочу сделать на базе нашего центра кузницу кадров, чтобы специалистов, способных работать с детьми, имеющими психические нарушения, было в городе много. Я хочу, чтобы специалисты конкурировали друг с другом профессиональном плане, чтобы закрыть проблему нехватки кадров. Это должен быть ресурсный центр по развитию коммуникаций и коррекции поведения. Это название отражает, что мы даем необходимые ресурсы и детям, и семьям, и городу. На нашей площадке будут проходить стажировки и для молодых специалистов, и для тех, кто имеет опыт, но хочет развиваться дальше. Вот к этому мы должны прийти так, чтобы к нам приезжали поучиться из других городов!

Автор: Елена Харченко, газета «Городские ведомости»

 Проект «Центр познания мира» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.